ЗАНЯТИЕ № 4 - Занятие 1 «введение в работу клуба»


^ ЗАНЯТИЕ № 4

«ТЕХНИКА РАЗГОВОРА ПО ТЕЛЕФОНУ»

Цели занятия:

  1. Научиться использовать телефон для наведения справок о рекламируемых вакансиях

  2. Отработать технику телефонного разговора с потенциальным работодателем

Оборудование:

  1. Аудиторная доска, бумага ручки

  2. Наглядное пособие «Техника разговора по телефону»

1

В начале занятия группе предлагается в режиме «мозгового штурма» обсудить преимущества телефонного разговора с работодателем перед личным общением. Все ответы фиксируются на доске.

При подведении итогов используется материал наглядного пособия «Техника разговора по телефону» (см. Приложение № 3), которое раздаётся всем членам Клуба.

Объявляется перерыв на 10-15 минут.

После перерыва занятие продолжается в форме ролевой игры. Всем членам Клуба раздаются пособия.

Цель проведения следующего упражнения – отработать навыки эффективного общения по телефону, выявить неудачные стратегии поведения в этой ситуации (просящие или агрессивные интонации, неудачные междометия, замедленный или ускоренный темп речи).

Члены группы разбиваются на пары затем, чтобы каждая провела тренировочный телефонный разговор. Играющая пара садится спиной друг к другу. Руководитель распределяет роли («работодатель» - «безработный») и даёт знак к началу разговора. Задачей работодателя должен быть отказ от разговора, безработный же должен суметь провести беседу таким образом, чтобы добиться приглашения для личной встречи с работодателем. Беседа должна проходить в течение 3-х, максимум 5-ти минут. После окончания группа анализирует ход разговора. При наличии видеомагнитофона и желании участников можно записывать беседу и при обсуждении просматривать видеозапись. В анализе результатов каждой беседы принимают участие все члены группы, причём вначале слово предоставляется самим участникам игры, затем остальным слушателям.

Обязательным условием при подведении итогов тренировочной беседы должно быть следующее: «сначала похвали, потом критикуй».

Во время ролевой игры руководителю следует обратить внимание на то, насколько важно уже на этапе предварительного разговора с работодателем иметь перед собой правильно составленную автобиографию, которая поможет быстро чётко ответить на любой вопрос о себе

Наиболее подготовленные слушатели могут уже в конце этого занятия провести реальный поисковый звонок.

^ ЗАНЯТИЕ № 5

«ПОДГОТОВКА К СОБЕСЕДОВАНИЮ»

Цели занятия:

  1. Убедить членов Клуба в том, что ход собеседования вполне предсказуем, и его можно спланировать

  2. Показать значение навыков самопрезентации

  3. Разработать план проведения собеседования и ответы на типичные вопросы

Оборудование:

  1. Аудиторная доска, бумага, ручки

  2. Раздаточный материал «Типичные вопросы, задаваемые на собеседовании»

  3. Раздаточный материал «Бланк ответов»

Первые 15-20 минут посвящается повторению материала 3 и 4-го занятий и проверке отработанных вариантов трудоустройства.

Затем надо вернуться к 1-ому занятию, к рисунку «человечка-безработного», чтобы, используя полученные знания, ещё раз оценить имеющиеся у себя качества, необходимые при поиске работы.

1

Переходя к теме пятого занятия, руководитель предлагает слушателям рассказать о том, как проходили их встречи с руководителями тех предприятий, на которые они уже обращались, в чём на их взгляд, были причины отказа. На доске фиксируются все названные причины. После этого, используя полученный список, каждый член группы должен предложить свой вариант решения проблемы. Целесообразнее оформить это в виде таблицы, например:

^ «ВЫХОД ИЗ ТУПИКА»

ПРОБЛЕМА

(причина отказа)

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЙ

1.Не нужны женщины с детьми (трудности с детсадом)

  • Найду няню

  • Договорюсь с соседками о присмотре за детьми

  • Попрошу о помощи своих родных

2.Не нужны женщины с детьми (дети часто болеют)

  • Больничные листы будет брать муж

  • Попрошу о помощи своих родных и соседей

  • Принесу справку о том, что мой ребёнок здоров

3.Требуется

иная квалификация

  • Пройду переобучение (за свой счёт или за счёт службы занятости)

  • Имея более высокую квалификацию, смогу более осознанно выполнять и простую работу

Подводя итоги выполнения этого упражнения, руководитель должен ещё раз обратить внимание группы на то, что чаше всего от нас, от нашей решимости найти работу, активности и стремления к самосовершенствованию зависит успех нашего обращения к работодателю.

Объявляется перерыв на 10-15 минут.


2

Оставшееся время до конца занятия отводится непосредственной подготовке к собеседованию с работодателем. Если на предыдущем занятии отрабатывались методы получения приглашения на собеседование, то цель этого занятия – подготовиться к успешному прохождению собеседования.

При подготовке к собеседованию надо учитывать, что каждый из его участников имеет определённые установки. Установка работодателя – найти наиболее подходящую кандидатуру на рабочее место, установка члена Клуба – показать, что он и есть именно тот человек.

Структура собеседования:

  1. Представление

  2. Общая проверка подготовки соискателя

  3. Проверка возможностей (житейских обстоятельств) соискателя

  4. Заключение

Руководитель предлагает группе сформулировать наиболее типичные вопросы работодателя по каждому разделу. При выполнении этого упражнения используется раздаточный материал «Типичные вопросы, задаваемые на собеседовании» (см. Приложение № 10).

После того, как группа определит типичные вопросы, задаваемые на собеседовании, руководитель предлагает всем слушателям подготовить оптимальные варианты ответов. Для этого используется раздаточный материал: «Бланк ответов» (см. Приложение № 4).

Каждый член группы работает с ним индивидуально и вписывает в бланк свои ответы, которые затем редактируются во время группового обсуждения.


^ ЗАНЯТИЕ № 6

«СОБЕСЕДОВАНИЕ С РАБОТОДАТЕЛЕМ»

Цели занятия:

  1. Убедить членов Клуба в необходимости овладения навыками общения и самопрезентации

  2. Начать отработку этих навыков

Оборудование:

  1. Аудиторная доска, бумага, ручки

  2. Раздаточный материал «Древо наших неудач растёт на почве нашей неуверенности»

  3. Раздаточный материал «Контрольный список для оценки ответов на тренировочном собеседовании»

  4. Видеомагнитофон

Занятие начинается с повторения пройденного материала. Группа должна вспомнить план проведения собеседования, типичные вопросы, задаваемые на нём, и оптимальные варианты ответов.

При проведении занятия надо использовать раздаточный материал «Древо наших неудач растёт на почве нашей неуверенности» (см. Приложение № 5).

Задача следующего этапа занятия – начать практическое использование имеющихся теоретических знаний о правилах прохождения собеседования, выработка навыков самопрезентации. Поэтому оставшаяся часть занятия проходит в форме ролевой игры «Собеседование с работодателем», во время которой каждый член группы должен попробовать себя в обеих ролях.

Упражнение – руководитель предлагает группе разбиться на пары, выбрать роли и, используя имеющийся раздаточный материал, поработать над закреплением навыков прохождения собеседования. После того, как все попробуют себя в первоначально выбранных ролях, руководитель предлагает поменяться ими. На выполнение этого упражнения отводится 30-40 минут. Затем руководитель вместе с группой анализирует проблемы, возникшие у участников занятия, определяет пути их решения.

Объявляется перерыв на 10-15 минут.

После перерыва работу можно организовать тремя разными способами, которые ведут к одной и той же цели – контрольной проверке навыков.

При использовании первого способа руководитель лично интервьюирует каждого участника. Остальные члены группы должны оценить поведение своего товарища во время собеседования, причём, принцип оценки должен быть таким же, как и на предыдущих занятиях – «сначала похвали, потом критикуй». Для анализа хода собеседования используется «Контрольный список для оценки ответов на тренировочном собеседовании» (см. Приложение № 6)

Если руководитель не может выполнять роль интервьюера, то её можно поручить кому-то из членов группы.

Может возникнуть ситуация, при которой один из членов Клуба будет отказываться от участия в ролевой игре, в этом случае целесообразно провести индивидуальное занятие.

При проведении занятия вторым способом весь ход собеседования фиксируется на видеомагнитофон. Обсуждение в этом случае становится более наглядным и объективным. При таком способе работы на этапе просмотра и обсуждения первое слово предоставляется непосредственным исполнителям ролей.

Отличие третьего способа в том, что на занятие приглашается реальный работодатель (работник отдела кадров). Во всём остальном процедура контрольного собеседования остаётся той же.

Завершая 6-ое занятие, руководитель предлагает слушателям вспомнить, с каким настроением они пришли на 1-ое занятие, каковы были их опасения, надежды, подтвердились ли они? Как члены Клуба чувствуют себя сейчас? Удалось ли им познакомиться или даже подружиться друг с другом? Какие новые знания, навыки приобрели они в Клубе? О каких своих способностях узнали?

Задача руководителя – убеждение участников занятий в том, что теперь каждый из них в состоянии сравниться с происходящими в их жизни изменениями, способен установить добрые, доверительные отношения с прежде незнакомыми людьми, быстро обрести чувство уверенности в себе и в итоге найти работу.


Задачи 7 и 8 ЗАНЯТИЙ – обеспечить плавный переход от участия в Клубе ищущих работу к реальной работе. Эти занятия призваны придать безработным уверенность в том, что если они произведут хорошее впечатление с самого начала, то смогут удержаться на новом рабочем месте. Опыт работы показывает, что на проведение 7 и 8-ого занятия достаточно отвести по 1-1,5 часу, остальное время оставить на работу в ресурсном центре.


Эти занятия могут проводиться:

  1. Непосредственно вслед за занятиями с первого по шестое. Преимущества такого подхода в том, что работа ведётся одновременно со всеми членами Клуба и сохраняется их энтузиазм при переходе к работе в ресурсном центре.

  2. В конце третьей недели, когда у членов Клуба будет практический опыт поиска работы

  3. Руководитель определяет время проведения занятий в соответствии с потребностями группы

Руководитель имеет право не только самостоятельно выбрать время проведения этих занятий, но и при необходимости совместить их, уделяя больше внимания работе в ресурсном центре.


^ ЗАНЯТИЕ № 7

«НАЧАЛО РАБОТЫ»

Цели занятия:

  1. Убедить членов Клуба в необходимости серьёзной подготовки к своей новой работе

  2. Помочь членам Клуба разработать тактику своего поведения на новом месте работы в первые несколько недель

  3. Поддержать уверенность членов Клуба в том, что они способны справиться с временными трудностями, ожидающими их на новом рабочем месте

Оборудование:

  1. Аудиторная доска, бумага, ручки

  2. Раздаточный материал «Кто на новенького?»

Первый этап занятия начинается с выполнения упражнения, цель которого – выяснить, насколько готовы члены Клуба к изменению своего положения, к выполнению новых социальных функций.

Руководитель предлагает всем членам группы составить список вопросов, которые необходимо решить при подготовке к первому дню работы. Все предложения записываются на доске. Руководитель должен следить за тем, чтобы были освещены следующие моменты:

  1. К первому рабочему дню надо подготовиться также тщательно, как и к собеседованию. Необходимо узнать во сколько начинается рабочий день, к кому следует обратиться, чтобы доложить о своём прибытии, подобрать одежду в соответствии со служебными функциями, заранее выяснить маршрут, по которому придётся добираться до места работы.

  2. Необходимо помнить! Работодатель предложил работу, чтобы решить собственные проблемы, а не для того, чтобы оказать услугу соискателю, и в соответствии с этим строить своё поведение

  3. Новая работа предполагает изменения в привычном укладе жизни. Возможно, придётся изменить распределение обязанностей в семье: кто будет отводить детей в школу, покупать продукты и тд

  4. Надо учитывать, что новая работа будет вначале вызывать сильную усталость – за день, проведённый на работе, придётся знакомиться с новыми людьми, изучать новые обязанности и тд

Если группа не сможет полностью раскрыть все моменты, руководитель должен постараться добиться этих предложений с помощью заранее подготовленных наводящих вопросов.

Следующее упражнение проводится в форме дискуссии. На обсуждение предлагается два вопроса: «Что ожидает работодатель от нового сотрудника?» и «Как произвести хорошее впечатление в первые дни работы?»

При обсуждении первого вопроса надо затронуть такие моменты:

Обсуждая второй вопрос, следует остановиться на следующих условиях:

Цель выполнения третьего упражнения – укрепить уверенность членов Клуба в своих силах, в том, что они смогут преодолеть трудности, возникающие во время начала работы, если будут использовать новые знания и навыки. Его желательно проводить в форме групповой беседы.

Сначала руководитель просит группу вспомнить, с каким настроением они пришли на первое занятие. Было ли у них ощущение беспокойства? Какие чувства они испытывают сейчас? Подружились ли они между собой, обнаружили ли общие интересы или по-прежнему остаются посторонними людьми? Обучились ли они каким-нибудь новым навыкам?

Перед руководителем стоит задача – убедить слушателей в том, что они в состоянии вправиться с происходящими в их жизни изменениями, усвоить новые навыки (причём за короткий промежуток времени), установить хорошие отношения с коллегами по работе

При проведении группового обсуждения надо использовать раздаточный материал «Кто на новенького?» (см. Приложение № 7).

После окончания беседы руководитель должен готовить группу к следующему занятию, объясняя, что его цель – помочь членам группы выработать план действий по сохранению рабочего места.


^ ЗАНЯТИЕ № 8

«КАК СОХРАНИТЬ РАБОТУ»

Цели занятия:

  1. Понять, какие качества работодатели ожидают от своих новых служащих

  2. Определить, какие качества необходимы для сохранения рабочего места

  3. Поддержать уверенность членов Клуба в своих силах и составить план действий для сохранения рабочего места

Оборудование:

  1. Аудиторная доска, бумага, ручки

  2. Раздаточный материал «Хороший работник с точки зрения работодателя»

  3. Раздаточный материал «Хороший работодатель с точки зрения работника»

  4. Раздаточный материал «Как сохранить работу»

После периода безработицы получение работы вызывает не только положительные эмоции, но и некоторое беспокойство. Отрицательные моменты первых рабочих недель, например, чувство усталости. На этом занятии акцент делается на положительные стороны получения новой работы.

Первое упражнение выполняется методом «мозгового штурма». Задача, которая ставиться перед группой, – выявить все положительные стороны получения новой работы. Руководитель фиксирует все предложения. В этом списке должны быть следующие позиции:

Второе упражнение – обсудите, какие качества работодатель хочет найти у нового служащего. Руководитель предлагает слушателям представить себя на месте работодателя и составить портрет идеального служащего.

Данное упражнение можно выполнить двумя способами:

Выбор метода выполнения упражнения зависит от уровня подготовки группы.

После того, как группа выработала свой список качеств, которыми должен обладать хороший работник, руководитель предлагает сопоставить предложения группы с контрольным списком «Хороший работник с точки зрения работодателя» (см. Приложение № 8).

После подведения итогов подобным же образом составляется список качеств, которыми должен обладать хороший работодатель с точки зрения работника. При выполнении задания используется контрольный список «Хороший работодатель с точки зрения работника» (см. Приложение № 8).

Задача следующего упражнения – помочь членам Клуба понять, что именно от них в значительной степени зависит ход событий на новом месте работы. Упражнение выполняется в форме группового обсуждения. Руководитель Клуба предлагает слушателям ответить на вопросы: «Почему вы потеряли работу в прошлом?» и «Почему люди вообще могут потерять работу?». В ходе обсуждения необходимо выявить две группы факторов: одна связана с потерей работы по причинам, не зависящим от служащего, другая – с ситуациями, когда потеря работы обусловлена поведением служащего. Эти группы факторов должны выглядеть примерно так:

^ ЧТО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ

^ ЧТО ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ

Руководитель должен в ходе дискуссии подвести группу к выводу о том, что человек является хозяином своего положения. Во многих случаях соискатель, к тому же прошедший курс обучения в Клубе, может повлиять как на решение работодателя о приёме на работу, так и на решение о сохранении за ним рабочего места.

Цель выполнения четвёртого упражнения – выработать план действий, которые помогли бы закрепиться на новом рабочем месте. В процессе дискуссии надо обсудить следующие пункты:

В конце занятия члены Клуба получают раздаточный материал «Как сохранить работу» (см. Приложение № 9)


^ ЗАНЯТИЕ № 9

«РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР»

Роль руководителя в организации работы в ресурсном центре очень ответственна. Его задача заключается в том, чтобы обеспечить членов Клуба необходимыми ресурсами, поставить перед ними чёткие задачи и своевременно проанализировать полученные результаты.

Работу в ресурсном центре надо начинать после третьего занятия, когда слушатели должны отрабатывать варианты трудоустройства. По завершении программы обучения члены Клуба должны всё время проводить в ресурсном центре.

Опыт проведения занятий в Клубе показывает: методика поиска работы формируется в течение первой недели работы в ресурсном центре. Правильная организация работы в этот период позволяет достигнуть наибольшей отдачи от использования ресурсного центра.

В ходе первого дня занятий в ресурсном центре руководитель напоминает методы работы, знакомит с имеющимися ресурсами, показывает приёмы работы с оргтехникой. С каждым участником проводится индивидуальная беседа, согласовывается план действий. В нём, в частности, должно быть отражено, на какие варианты трудоустройства следует ориентироваться, из каких источников целесообразнее черпать информацию и как избежать возможных ошибок.

Руководитель должен регулярно проводить индивидуальные консультации со всеми участниками. Эти собеседования представляют взаимный интерес: слушатель имеет возможность обсудить с руководителем индивидуальную программу поиска работы, а руководитель оценивает достижения каждого своего подопечного, определяет проблемы, над решением которых следует поработать. Во время индивидуальных бесед полезно затронуть следующие вопросы:


  1. ^ Поиск работы

Реальна ли поставленная цель? Какие ещё возможности можно рассмотреть?

Реальны ли ожидания в отношении будущей зарплаты?

  1. Посещаемость

Для достижения успеха необходимо рассматривать посещение Клуба как настоящую работу. Эффективно ли использовалось в Клубе время, была ли достаточно высокой посещаемость?

  1. Активность

Сколько вариантов трудоустройства отрабатывал член Клуба? Каким образом он искал варианты трудоустройства?

  1. Качество

Не требует ли доработки автохарактеристика? Как заполняется журнал «Поиска ходов»?

В ходе беседы руководитель должен решить две задачи: проанализировать самостоятельную работу слушателя и укрепить его уверенность в себе, в том, что, активизировав усилия и используя умения и навыки, полученные в Клубе, он сможет достичь успеха.

Рекомендуется установить предел продолжительности пребывания в Клубе от одного до шести месяцев. Решение о продлении или прекращении участия в Клубе принимает руководитель центра занятости на основании информации, представленной руководителем.


5440275196797366.html
5440335509327665.html
5440463963001054.html
5440559226612325.html
5440707302610402.html