Министерство образования и науки российской федерации московский государственный областной университет материалы - страница 13



^ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИЧЕСКИХ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ


В младшем школьном возрасте основные психические новообразования связаны с поступлением ребенка в школу. В связи с этим, ведущей становиться учебная деятельность. Д.Б.Эльконин, по содержательно-предметному анализу, учебную деятельность у младших школьников охарактеризовал «внутри которой происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны». Одним из основных психических новообразований у детей этого возраста считается возникновение и формирование учебной мотивации. Учебная мотивация связана с осознанием необходимости учиться, выражается в стремлении стать школьником и охотно посещать учебное заведение. Дети принимают правила внутреннего распорядка образовательного учреждения и подчиняются их требованиям. В жизни у детей появляется еще один взрослый, который становиться для них авторитетным человеком наряду с родителями - это учитель. Он оценивает у детей личностные качества и контролирует успешность обучения. Таким образом, формирование учебной мотивации у младшего школьника связано с требованиями учебного процесса и учителя. В.В.Давыдов считал, что на первых этапах обучения в школе в результате требований учителя у ребенка формируется произвольность психических процессов и рефлексия.
Таблица 1
^ Уровень школьной мотивации младших школьников (распределение)

Уровень

Группа

Низкий

Средний

Высокий

1. Гимназия

3%

31%

66%

2. Общеобразовательная школа

4%

46%

50%


Нами было проведено исследование школьной мотивации младших школьников. Исследование проводилось среди учащихся 3-х классов школы-гимназии №1 г. Мытищи Московской области. Всего в исследовании приняло участие 116 младших школьников – 64 мальчика и 52 девочки, которые составили две группы испытуемых. Первую группу составили учащиеся гимназических классов – 68 учеников из них 34 мальчика и 34 девочек. Вторую группу составили младшие школьники общеобразовательных классов – 48 учеников из них 30 мальчиков и 18 девочек. Школьная мотивация диагностировалась с помощью специального теста школьной мотивации учеников начальных классов. Были выделены три уровня школьной мотивации учащихся – высокий уровень (14-20 баллов), средний уровень (7-13 баллов) и низкий уровень (1-6 баллов).

Получены следующие результаты. В общеобразовательных классах у половины учеников обнаружен высокий уровень школьной мотивации. Из них 54% мальчики и 46% девочки. В гимназических классах детей с высоким уровнем школьной мотивации больше (66% из общего числа гимназистов), из них 49% мальчики и 51% девочки. В общеобразовательных классах больше мальчиков с высоким уровнем школьной мотивации, а гимназических классах – девочек. Доля учащихся со средним уровнем школьной мотивации в общеобразовательных классах больше, чем в гимназических. Из них в общеобразовательных классах 71% мальчики и 29% девочки, а в гимназических 48% мальчики и 52% девочки. Доля учеников с низким уровнем школьной мотивации в первой и второй группе испытуемых оказалась примерно одинакова. При этом, в общеобразовательных классах 67% это мальчики и 33% девочки, а в гимназии 50% мальчики и 50% девочки.

^ Таблица 2

Уровень школьной мотивации младших школьников (средние значения)

Группа

Группа

Мальчики

Девочки

Всего

1. Гимназия

14,5

14,68

14,59

2. Общеобразовательная школа

12,63

14,72

13,68


В гимназических классах уровень школьной мотивации в целом выше, чем в общеобразовательных классах (табл. №2). В гимназических классах этот уровень приблизительно одинаковый у мальчиков и девочек. В общеобразовательных классах у девочек он выше, чем у мальчиков. У мальчиков учащихся гимназических классов уровень школьной мотивации выше, чем у мальчиков учащихся общеобразовательных классов. У девочек этот уровень приблизительно одинаковый. Согласно полученным данным, можно выявить две существенные особенности, первая из которых состоит в том, что уровень школьной мотивации у учеников гимназических классов намного выше уровня школьной мотивации у учеников общеобразовательных классов. Вторая особенность заключается в том, что доля учащихся со средним уровнем школьной мотивации в общеобразовательных классах больше, чем в гимназических. В дальнейших исследованиях предполагается проверить гипотезу о том, что учащиеся гимназических классов находятся в более благоприятных условиях учебно-образовательной среды, чем учащиеся общеобразовательных классов.


Рыбочкина О.С.

ГосНИИ семьи и воспитания,

г. Москва, Россия


^ ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Семья – это та среда, в которой ребенок начинает жить и к которой, поэтому, он очень восприимчив. В этом смысле в семье важно абсолютно все: и социальное положение, и род занятий, и уровень образования родителей, и сама внутрисемейная атмосфера. Именно это воздействие, накапливаясь с возрастом, становится частью личностной структуры и неизбежно приводит к сформированности особых типов субъектных позиций детей. Семья как первичная социальная система формообразует личность ребенка. Семья является социальным институтом, в котором индивид приобретает первый социальный опыт, первые навыки общественного поведения. Семья, как социальная ситуация развития играет особенную роль и в формировании творческих способностей человека. Здесь важны и родительско-детские отношения и отношения между родителями. На момент проведения своего основного исследования для нас наиболее важной была значимость родительских культур, под воздействием которых растет и развивается ребенок. Значимость образа родителей, который складывается у ребенка на протяжении его жизни.

Проведенные исследования развития детей в разных типах семьи позволяют говорить о закономерном влиянии типа семьи на развитие личности ребенка. Речь идет об исследованиях, выполненных в лаборатории психологических проблем воспитания в “Институте развития личности” Российской академии образования (1997-98) и ГосНИИ семьи и воспитания РАО и Минтруда РФ (1998-2003). Одним из важных моментов, характеризующих тип семьи, является близость этнических, культурных и возрастных позиций родителей. Рассогласование или различие родовых линий матери и отца определяют формирование у ребенка личностных качеств, благоприятствующих развитию его творческих способностей, так как происходит интериоризация личностью всех этих противоречий, как основа рождения творческих мотивов и потребностей. Вбирая в себя с рождения напряжения и противоречия социальных форм жизни, человек приобретает ту неуемность и беспокойность, которая отличает творческую личность.

Неоднократно в исследованиях доказывалось, что при наличии рассогласования культурных позиций родителей для ребенка характерен высокий уровень творческих способностей. Мы считаем, что творческие способности ребенка напрямую зависят от социальной ситуации развития. Мы решили провести эксперимент, чтобы узнать, какие именно образы родителей нужны ребенку для формирования высокого уровня творческих способностей. В 2003-2005 г.г., под руководством В.К. Шабельникова был проведен эксперимент. В исследовании приняли участие 120 человек: 60 мальчиков и 60 девочек. Учащиеся 10-х классов общеобразовательных школ, музыкальной школы, художественного кружка, кружка лепки из глины, а так же частной школы. По итогам проведенной работы подтвердились наши предположения о том, что образ родителей связан с уровнем творческих способностей детей. При этом у детей с разным уровнем творческих способностей отличия в образах родителей достаточно значительны. При этом было выявлено, что образы родителей в группах детей с высоким и низким уровнем творчества значительно различаются, так же они сильно различаются в зависимости от пола родителей. В группе мужчин, в целом, можем видеть три главные зависимости. Во-первых, чем выше творчество мальчиков, тем ниже открытость их отца. То есть, у творческих детей отец - отнюдь не «рубаха парень», который открыт окружающим. Во-вторых, чем выше уровень творчества у мальчика, тем ниже и общительность отца, что очень хорошо сочетается с предыдущим результатом. Отцы творческих мальчиков необщительны, скорее всего, очень занятые. В-третьих, чем выше творчество ребенка, тем выше и контроль со стороны отца. Тем сильнее ребенок ощущает этот контроль. Надо сказать, что возможно контроль к детям со средним уровнем творчества может быть ничуть не меньше, чем контроль отцов к детям с высоким уровнем творчества. Но именно последние дети уделяют этому большее внимание и пытаются вырваться из этого контроля. В том время как остальные дети, не считают, что контроль их отцов особенно велик.

Для мальчиков с более высоким уровнем творческих способностей более характерен образ сильного (0,67), немного отстраненного (0,67), необщительного, закрытого, контролирующего, стабильного (0,78), но привлекательного (0,44) отца, а также сильной, любящей, способной к компромиссу (0,7), нерешительной (0,7), но авторитетной (0,62) для мальчика матери. Причем, еще раз заметим, что чем выше был показатель необщительности, закрытости и контроля со стороны отца, тем выше уровень творческих способностей ребенка, и наоборот. Мальчики с низким уровнем творческих способностей обнаруживают рассудительную (0,84) мать, и общительного, открытого, слабо контролирующего, неавторитетного (0,5) отца. То есть, мы видим здесь мягкого папу, который возможно воспринимается ребенком как друг, и не очень близкую ребенку мать. Мы можем наглядно видеть, что дети с низким уровнем творческих способностей чаще определяют своих родителей качествами, характерными слабым родителям, в то время как ребята с высоким творчеством – наоборот. На наш взгляд, в том случае, если бы мы увеличили выборку, то значимость полученных результатов могли бы возрасти.

У девочек с высоким уровнем творческих способностей в образе отца характерны непривлекательность (0,8), спокойствие (0,6), стабильность (0,67) и строгость, однако дочь воспринимает его как человека способного ее поддержать. В то же время мать воспринимается молчаливой (0,77), требовательной (0,8) и авторитетной. То есть, мы имеем дело с сильной, не очень близкой матерью и не привлекательным, не очень авторитетным отцом. У девочек с низким уровнем творческих способностей отец способен к компромиссу (0,86), привлекателен и в целом его образ намного более позитивен, близок девочке. Мать при этом, гораздо слабее, менее авторитетна. Таким образом, для отца девочек с высоким уровнем творчества присущи характеристики как сильной личности, так и слабой. При этом мы так же можем видеть, что для девочек с низким уровнем творчества характеристик сильной личности гораздо больше. Следовательно, можно предположить, что когда для девочки отец является другом, сильной личностью, важным и любимым, то и потребность в творчестве у нее отпадает. Она опирается на своего отца, и у нее отпадает необходимость перестраивать окружающий ее мир. В том случае, если ее не устраивает ее отец, у нее возникает некоторая дестабилизация целостного гештальта семьи.

Что касается девочек без отца, то у них при высоком уровне творческих способностей чаще всего встречается образ безрассудной (0,73), неуверенной матери, а при низком уровне — непривлекательной, напряженной, энергичной и нелюдимой (0,8). И тот и другой образы можно оценить как, скорее, негативные. Но, образ матери у девочек с низким уровнем творческих способностей выглядит положительнее, чем у девочек с высоким. То есть, получается, что при отсутствии авторитета матери, девочка активнее проявляет свои творческие способности. Получается, что у девочек, без отца и с негативной, слабой матерью происходит полное неприятие данной ситуации, сильное разрушение гештальта семьи и самой себя. Если бы у нее был отец, то все могло бы быть совсем иначе, но в данной ситуации девочка вынуждена чем-то «склеивать» разрушенный гештальт.

Что касается рассогласования образов родителей, то о полном его наличии мы можем говорить, наблюдая лишь за женской выборкой, при том, что корреляция в мужской выборке тоже близка к значимой. То есть, рассогласование образов родителей влечет за собой развитие высокого уровня творческих способностей детей.

В ходе исследования были обнаружены значимые корреляции по конкретным параметрам рассогласования, которые оказались различными в разных группах испытуемых. Значимыми оказались такие важные факторы, как удовлетворенность ребенка отношениями с родителем и отсутствие или наличие сотрудничества, что косвенно говорит о принятии или непринятии ребенка родителями. Для девочек значимо рассогласование между родителями по требовательности и последовательности. Для мальчиков более значимо рассогласование между родителями по параметрам сотрудничества и удовлетворенности отношениями. То есть для того, чтобы получился творческий ребенок необходимо, чтобы между отцом и матерью было некоторое рассогласование, но чтобы ребенок нашел в себе силы, для его согласования. А силы ему дают его родители, некое соотношение их сил внутри семьи. Таким образом, и отец и мать обладают определенным набором качеств, за счет которых ребенок это рассогласование согласовывает, при чем для мальчика и для девочки, они различны. Данные результаты полностью соотносятся с результатами, полученными нами в исследовании 2003-2004 г.г. Результаты анализа полученных в процессе исследования данных наглядно демонстрируют невероятную значимость семьи как первичной образовательной системы, которая, несомненно, оказывает огромное влияние на формирование основных качеств личности человека.

^ Канунникова Н.Н.

Московский городской

психолого-педагогический университет,

г. Москва, Россия

^ Ясвин В.А.

д-р психол. н., профессор,

профессор кафедры психологического

консультирования МГОУ,

г. Москва, Россия




5441651754535837.html
5441766023761762.html
5441863122040515.html
5441935670135597.html
5442178117307251.html