Тема: Методика педагогической диагностики - Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

Тема: Методика педагогической диагностики.

^ План:

  1. Сущность педагогической диагностики.

  2. Технология изучения отношений педагогов и школьников.


Сущность педагогической диагностики – изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Педагогическая диагностика - это комплексный анализ сложившийся ситуации. Анализ и внешних и внутренних условий. Смысл ее не только в получении информации о самой ситуации, а необходимость через педагогические диагностику повлиять взаимно, установить взаимопонимание.

Основой педагогической диагностики является не только воспитанник, но и воспитательные возможности зоны его ближайшего социального окружения.

Один из методов сбора информации – письменный опрос, который можно проводить в форме незаконченных предложений, которые опрашиваемые дописывают по своему усмотрению.

Следующий метод - ситуация выбора. Такое задание предполагает различные варианты решения, требует сделать выбор, поэтому оно активизирует спрашиваемого.

Представление об отношениях педагогов и старших школьников может быть определено с помощью методики «оценка степени удовлетворенности различными сторонами жизни».

Предлагается (педагогам, школьникам) оценить степень своей удовлетворенности разными аспектами жизни: общим состоянием дел в школе; характером учебной, общественной, трудовой деятельности; отношениями с коллективом, товарищами, учителями ( учащимися).

Оценка проводится по следующей шкале:


После этого подсчитывается коэффициент удовлетворенности (отдельно учителей и учащиеся) по опрашиваемому аспекту.




где n1 – кол-во человек, полностью удовлетворенных;

n2 – кол-во удовлетворенных;

n3 – которые не ответили на вопрос;

n4 – кол-во не удовлетворенных;

n5 – кол-во совершенно не удовлетворенных


n = n1 + n2 + n3 + n4 + n5 – общее число участников опроса


Технология изучения отношений педагогов и школьников

  1. Определить цель и задачи (для чего?).

  2. Выделить основные показатели, критерии, проявления, по которым будут изучаться отношения.

  3. Подобрать соответствующие методы сбора и обработки информации.

  4. Выстроить методы сбора в определенной последовательности, которая обеспечивала бы пополнение и углубление получаемой информации;

  5. Продумать ситуации, в которых будет собираться информация.

  6. Продумать методику реализации каждого метода.

  7. Обработать данные по каждому методу и по всей совокупности.

  8. Проанализировать информацию, выявить основной круг проблем.

Аналогично, и перестройка отношений требует осуществления ряда процедур, то есть соответствующей технологии.

Необходимо:

  1. Выявить основные проблемы (противоречия) отношений.

  2. Проанализировать причины этих проблем (внутренние и внешние, субъективные и объективные).

  3. Выделить возможные пути разрешения противоречий (через изменение совместной деятельности и общения; через изменение всей коллективной жизнедеятельности; через изменение данных отношений или через перестройку всей системы отношений).

  4. Подобрать соответствующие методы, формы, приемы, средства для реализации выбранных путей.

  5. реализовать намеченное (с учетом соответствующих коррекций).

  6. Проанализировать достигнутое.



Тема: Технология формирования целей в педагогическом процессе.

План:

  1. Классификация целей.

  2. Последовательность формирования педагогических целей.

  3. Содержание педагогических целей.


Цель – образ предвосхищаемого результата, к которому мы стремимся. В педагогическом процессе можно выделить множество целей:

Педагогические – обращенные к личности, коллективу, к отношениям педагогов и школьников, к деятельности.

Цели процесса – учебного, воспитательного.

Цель деятельности.

Жизненные цели школьников – личностные, профессиональные, бытовые.

Цели педагогов – жизненные, профессиональные.

Цели коллектива.

^ Цели возможно различать

По степени реальности – реальные и нереальные.

Прогрессивные и регрессивные.

По временному параметру – дальние, средние, ближние.

По степени конкретности – общие, частные, конкретные. По источнику и способу формирования – внутренние и внешние.

^ Новые цели формируются несколькими путями:

На базе имеющихся потребностей.

На основании требований, которые ставятся перед человеком.

При усвоении новых знаний о возможных результатах.

При не достижении ранее поставленных целей.

При достижении результатов значительно выше ожидаемых.

^ Последовательность в формировании педагогических целей.

1. В конце учебного года проводится анализ по отдельным коллективам, объединениям. Формы анализа самые разнообразные: собрание, анкеты, игра и т. д. Примерные вопросы анализа:

Что реально удалось за год?

Что и почему не удалось?

Какие перспективы видятся на следующий год?

2. В августе нового года проводится общий анализ педагогического коллектива.

Цель такого анализа – разобраться в проблемах и наметить перспективы, которые видятся на учебный год. Анализ может быть проведен через такие формы, как педпрактикумы, семинары, советы, игры.

3. В сентябре окончательно определяются перспективы работы коллектива на новый учебный год:

- обсуждаются цели и задачи классного коллектива;

- определяется жизнедеятельность школьных объединений;

- определяется и обсуждается организация и содержание учебно-воспитательного процесса в целом.

Содержание педагогических целей (пример)

Общая педагогическая цель


Частные

  1. Обогатить духовную сферу личности.

  2. Развить систему эмоционально-ценностных отношений.

  3. Формировать способы творческой деятельности.



Конкретные

Организация жизни в школе

  1. Организация взаимоотношений в педагогических и ученических коллективах.

  2. Организация жизнедеятельности школьного коллектива.

  3. Организация жизнедеятельности отдельных объединений.

  4. Организация жизнедеятельности по тематическим планам.

  5. Организация взаимодействия с родителями.



Тема: Организация взаимодействия участников педагогического процесса

План:

  1. Организация взаимодействия.

  2. пути организации взаимодействия.

  3. Проектирование новых форм взаимодействия участников педагогического процесса.

Взаимодействие педагога и школьников рассматривается одновременно и как особый тип отношений, и как развивающееся во времени и пространстве система, и как способ организации их совместной деятельности.

Организовывать взаимодействие - это значит упорядочить определенным образом связать все его составляющие (цель, содержание, результаты, позиции педагога и учеников и т. д.).

Одной из форм взаимодействия педагогов и воспитанников является общение.

Общение - это один из видов деятельности. Общение между педагогом и учащимися в ходе которого решается учебная, воспитательная, и личностно-развивающая задачи – называется педагогическое.

Целью общения является удовлетворение потребностей совместной деятельности.

Результат: изменение поведения деятельности других людей.

^ Пути организации взаимодействия.

Организация извне:

- изучается ситуация;

- обозначаются основные проблемы;

- ставятся задачи; намечается программа действий.

Организация изнутри:

- позиция –сотрудничество в самоуправлении;

- вместе анализируют и пытаются увидеть проблему;

- вместе пытаются обозначить задачи, которые вместе пытаются решить;

- совместно определяется программа действий;

- вместе реализуют программу действий и вместе анализируют.

Категория взаимодействия различается по содержанию: духовное и практическое; по способам обмена: деятельность и общение; по типу связи: ведущий, ведомый и на равных.

^ Проектирование новых форм взаимодействия участников педагогического процесса

Каждая форма взаимодействия имеет множество вариантов. При отборе форм взаимодействия возможно руководствоваться следующими соображениями:

1. Стратегическими.

А. общей стратегической целью педагогического процесса (развитие человека как личности).

Б. закономерностями развития человека.

2. Тактическими.

А. учет предшествующего опыта школьников.

Б. возможности самих детей.

В. Наши собственные возможности.

Г. Каждая форма должна решать определенную задачу.

Результатом проектирования новых форм взаимодействия является проект. Структура проекта включает следующие части.

  1. название проекта.

  2. педагогические задачи, которые могут быть решены с помощью данного проекта.

  3. условия, при которых применим данный проект.

  4. детальное описание того, что необходимо подготовить для реализации данного проекта учителям и ученикам.

  5. подробное содержательное описание процесса реализации данного проекта.

  6. прогноз возможных трудностей и проблем.

Можно выделить несколько направлений поиска новых форм взаимодействия участников педагогического процесса.

- поиск по образу и подобию увиденного и услышанного (различные формы теле- и радиопередач);

- комбинация известных форм (конкурсы, соревнования, праздники, Город мастеров, ярмарка и т.д.);

- создание новых форм по ассоциации с учреждениями, организациями (Институт тайн и загадок, Биржа общения и т.д.);

- фантазирование.


^ Тема: Организация взаимодействия педагогов и учащихся.

План: 1. Организация взаимодействия педгогов и младших подростков.

  1. Организация взаимодействия педагогов и старших подростков

  2. Организация взаимодействия педагогов и старшеклассников.


(младшие подростки)

Особенности развития детей данного возраста:

  1. объективные внутренние условия, то есть возрастные особенности.

  2. Объективные внешние условия (изменяется положение детей в школе).

  3. субъективные внутренние условия (изменяется система отношений к окружающей жизни; отношение к учебе, отношение к школе, отношение к учителям, к родителям).

  4. субъективные внешние условия (состав контактных людей)

Данный возраст характеризуется определенными противоречиями:

Анализ противоречий показывает, главными проблемами в работе с младшими подростками являются: формирование умений школьников и формирование устойчивых интересов.

^ Педагогические задачи в работе с младшими подростками и пути их реализации

Ситуация-проблема-задача-пути реализации задачи-деятельность , общение, отношения.

Первая задача: формирование умений – предметных, общеучебных, интеллектуальных, межпредметных, организаторских.

Вторая задача: формирование интересов школьников – познавательных, социальных.

Деятельность является одним из путей реализации поставленных задач. Огромные возможности имеет познавательная деятельность, трудовая (на уроках – интеллектуальный труд), досуговая деятельность (художественная, спортивная) организаторская деятельность.

Необходимо выделить условия, позволяющие реализовать деятельность (Д):

Организация взаимодействия педагогов и старших подростков.

Педагогические проблемы данного возрастного периода связаны с многообразием его противоречий:

  1. между стремлением школьников к самостоятельности и ярко выраженной потребностью в общении со взрослыми.

  2. между сложившимися отношениями между мальчиками и девочками и теми отношениями, потребность в которых появляется прежде всего у девочек.

  3. между тем положением в коллективе, которое школьник занимал и новыми притязаниями.

Таким образом, старый опыт и новая жизнь вступают в противоречие.

Для решения проблем указанного возраста необходимо поставить ряд задач:

- формирование самостоятельности как волевого качества.

- формирование адекватного отношения подростков к окружающим людям и, прежде всего к другому полу.

- проблема формирования способности делать выбор.

Стратегическими путями решения поставленных задач являются деятельность и общение. Условия реализации деятельности:

  1. должно измениться отношение к целям деятельности;

  2. необходимо усложнить содержание деятельности;

  3. важно организовать индивидуальную деятельность;

  4. целесообразно ориентировать деятельность на младших по возрасту детей.

Общение должно нести элементы сотрудничества и иметь межличностный характер.

Организация взаимодействия педагогов и старшеклассников.

Особенности ситуации развития старшеклассников проявляются во-первых, в устремленности в будущее, в открытии собственного «Я». Это проявляется в стремлении к самоутверждению, к самоопределению, к самооценке. Для старшеклассников характерно «инакомыслие», логическое мышление, философское осмысление проблем.

Во-вторых, изменяется деятельность, у старших школьников она имеет дифференцированный характер.

В-третьих, изменяется система отношений к окружающей жизни: интересно то, что пригодиться в будущей жизни (предметы и даже общение с учителями и сверстниками).

В-четвертых расширяется система социальных связей.

Общая ситуация развития определяется противоречиями:

- между достаточно высоким интеллектуальным уровнем развития и социальной несамостоятельностью.

- между устремленностью в будущее и неумением решать задачи сегодняшнего дня.

- между самооценкой и оценкой другими.

Противоречия определяют следующие педагогические задачи:

  1. помощь старшеклассникам в самоопределении.

  2. помощь в реализации потребности в самообразовании и самовоспитании.



Тема: Характеристика современных педагогических технологий.

План:

  1. Технология проектного обучения.

  2. Активные методы обучения.

  3. Технология «кейс-стади».

  4. Технология интегративного обучения.

  5. Технология модульного обучения.

  6. Технология КСО.



Технология проектного обучения

Проектирование (от латинского projectus – брошенный вперед) – тесно связан с наукой и инженерией, деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления

Структура проекта включает в себя 4 этапа.

  1. Предпроектный. Процедуры внутри: диагностика, проблематизация, концептуализация, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, форматирование проекта, его предварительная социализация.

  2. Проектирование. Процедуры внутри: уточнение цели, функций, задач и плана работы каждого участника проекта. Пошаговое выполнение запланированных проектных действий; коррекция, внутренняя оценка проектного продукта, презентация.

  3. Рефлексивный. Рефлексия по поводу замысла, его хода и результатов (соответствие задуманного и сделанного, перспективы использования).

  4. Послепроектный. Апробация, распространение, выбор вариантов продолжения проекта.



^ Активные методы обучения

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Наиболее полную классификацию активных методов обучения дала М. Новик, выделившая имитационные и не имитационные активные методы обучения. Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми. Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса.

Существует множество активных методов обучения: лекция-визуализация, проблемная лекция, анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, игровое производственное проектирование, круглый стол и так далее и т.п.

Нами более подробно описана структура и содержание деловой игры, поскольку все активные методы обучения имеют игровую основу.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности и задает предметный контекст профессиональной деятельности специалиста.

Игровая модель является способом описания работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.


^ Метод «кейс-стади»

Метод кейс-стади – может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Основными понятиями, используемыми в кейс-методе, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них – «анализ ситуации».

Можно выделить практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Как правило, кейс включает в себя:

Организация работы с кейсом:

Этапы организации занятия:

  1. Этап погружения в совместную деятельность1.

  2. Этап организации совместной деятельности.

  3. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности

При создании КС немаловажное значение имеют вопросы к КС.

1 вопрос должен быть связан с прочиткой текста.

2 – аналитического характера (описание из определенного опыта).

3 – связан с личной оценкой.

4 – направлен на создание прогноза, разработку проекта.

Примеры учебных кейсов.


^ Интегративное обучение

В отечественной и мировой педагогике исследователями уделяется немало внимания вопросам интеграции. Сегодня мы можем говорить о наличии интегративно-педагогических концепций — совокупностей систематизированных взглядов, положений и идей, определяющих направленность и содержание интегративно-педагогической деятельности в той или иной сфере, на том или ином уровне реализации образовательно-воспитательных целей и задач.

В.Т. Фоменко выделил виды межпредметной интеграции по способу развертывания содержания во времени. Она может быть «вертикальной», при которой логические и временные отношения не совпадают, и «горизонтальной», когда то же содержание выводится на один временной уровень.

Межпредметная интеграция может тесно сочетаться и с внутри-предметной интеграцией, образуя единое научное поле.


^ Технология модульного обучения

Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики, где и обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение.

Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атрибутивных характеристик.

Обучающий модуль – это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональный аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.

Модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятелъностной) частях модуля. Задача первой — формирование теоретических знаний; функция второй — формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

Цель разработки модулей — расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их во времени и интеграция в едином комплексе.

Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения.

Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстративных материалов, который студент получает перед началом изучения. Модуль снабжается списком рекомендуемой литературы. Каждый студент переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала и проходит этапы текущего контроля независимо от своих товарищей.

Для оценки знаний при модульном обучении используется новая, более прогрессивная система, которая состоит в непрерывно набираемом в период обучения на этапах промежуточного контроля рейтинг. Такая система оценки знаний называется рейтинговой.


^ Технология КСО (коллективные способы обучения).

КСО в нашей стране появилось в 1918г., разработчиком являлся А.Г. Ривин.

Разработано несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях. Рассмотрим одну из них – изучение текстового учебного материала по любой учебной дисциплине.

    1. материал делится на 3-6 частей.

    2. 2 ученика начинают вместе изучение первой части. Один читает вполголоса, другой следит по тексту. Затем обсуждают содержание, то есть один пересказывает прочитанное, другой уточняет, дополняет. Проработанной части дается заглавие и составляется план. Все записывается в тетради. Затем, учащиеся находят другую пару.

    3. В новой паре кратко повторяют содержание первой части. Сверяют свои планы и уточняют их, изменяют форму. Затем первый учащийся пересказывает первую часть, другой поправляет. Потом прорабатывают вторую часть. И так далее.

    4. Большое значение имеет последняя встреча. Проработав последнюю часть, сообщают учителю о завершении своей работы.

    5. проработавшие все части текста учащиеся формируют малые группы по 4-6 человек. Избирают ведущего, который предоставляет слово каждому, для изложения материала. Группа ставит каждому оценку. Ведущий передает список с оценками учителю, который в качестве контроля может провести дополнительный опрос 2-3 человек. Как правило, оценки совпадают.

Описанная методика отлична от групповых (традиционных) способов обучения.



1



5462435533486310.html
5462604784057104.html
5462678558464653.html
5462793386669303.html
5462972888345300.html